Архив Учебные работы
Бесприданница
Школа
Семья
Дядя Ваня
   
     
   
       
 
Спектакль-лауреат высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2003), лауреат IV международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург, 2003)
А.Н.Островский БЕСПРИДАННИЦА
Драма в четырёх действиях
Постановка лауреата Государственной Премии России Анатолия Праудина
Художник – Александр Мохов
Композитор – Ирина Чижик
Премьера состоялась 5 октября 2002
в рамках международного театрального фестиваля «Балтийский дом»

Действующие лица и исполнители:
Харита Игнатьевна Огудалова – н.а.России Ирина Соколова
Лариса Дмитриевна – Маргарита Лоскутникова, Алла Еминцева
Мокий Пармёныч Кнуров – Владимир Баранов
Василий Данилыч Вожеватов – Юрий Елагин
Юлий Капитоныч Карандышев – Сергей Андрейчук
Сергей Сергеич Паратов – з.а.России Валерий Соловьёв
Робинзон – Александр Кабанов
Ефросинья Потаповна – Галина Демидова
Гаврило – Михаил Брискин
Иван – Кирилл Маркин
Илья – Сергей Ионкин
Девочка – Ольга Терёшина

Музыканты:
Ирина Муртазаева, Виктория Рубаева (вокал)
Евгений Дроздов (флейта)
Даниил Простолупов, Степан Скоробагатый (скрипка)
Антон Фомичев, Сергей Ионкин (гитара)
Ирина Пеева (фортепиано)

Спектакль ведёт Галина Демидова
Продолжительность спектакля - 3 часа 30 мин.

«…глядя на этот камерный эпос о распаде человеческой души, вспомнила слова … Е.С.Калмановского. «Если уж это нам не нужно, тогда что вообще нам нужно?» – как-то сердито сказал он о каком-то серьёзном произведении. Вот и мне кажется, если человеку пишущему-рассуждающему о театре не нужна праудинская «Бесприданница», то что ему вообще нужно? … Постановка Праудина пропитана мыслью настолько, что о ней хочется сказать: промысленная …Я смотрела спектакль в молодёжной аудитории. Во время двух главных объяснений Паратова и Ларисы, когда герои раскрывают перипетии своей душевной жизни и обоюдных чувств, зрители замирали и превращались в слух …
У каждого человека тут свой груз, прошлое живёт в нём всегда и медленно прирастает настоящим. Даже если люди просто сплетничают или пробуют веселиться, в глазах живёт уже пройденный невесёлый и непростой путь, у кого – бедность и унижение, у кого – любовная тоска, у кого – цепочка предательств, у кого – муки самолюбия. Никаких карикатур, никаких разоблачений …
…спектакль не о чувственности, а о чувствительности, и Психея здесь явно вытесняет Эрос … Но ведь таков весь творческий мир режиссёра, в нём есть строгая и точная логика, и по ней Лоскутникова (Лариса) – правильная героиня. Её царство – не от мира сего, она ужасно серьёзна, она измеряет собой возможность прожить в этой жизни чисто, нелицемерно, с любящей душой и, как прилежная ученица, приходит к единственно верному ответу. Никак не получается. Не прожить …
Островский вдохновил режиссёра на рекордное количество художественных решений. Вот случай, когда взято у автора не так, что-нибудь с поверхности, крохи на потеху публике, а добыто из глубины, своё, заветное, драгоценное».
Татьяна Москвина. Прогулки с Островским. Петербургский театральный журнал. 2004. № 1 (35)

«Работа над «Бесприданницей» начиналась с экспедиции на Волгу, в Ярославль и в Щелыково, продолжалась полтора года (!) и закончилась спектаклем … редким по режиссёрскому действенному разбору (как стосковалась о нём театральная душа!), по подробнейшей, подлинной драматической выделке и содержательной человеческой простоте… Медленное чтение простой и строгой истории… даёт замечательные результаты…
Внутри спектакля всё происходит безусловно, почти в натуральном физическом времени, медленно и подробно. Это несомненная попытка ощутить психологическую мхатовскую традицию как живую… Ничто здесь сюжетом не определяется … Праудин налаживает психологические связи, как будто всячески разжижая привычный драматизм, но сохраняя постоянное напряжение… в сиюминутных, очень конкретных и незначащих отношениях… Занятый подробностями человеческой жизни, [Праудин] микширует, размывает густой, казалось бы, замес Островского, история движется здесь не сшибками, а подробностью скользящих или скрытых реакций.
А вообще «Бесприданница» – спектакль очень человеческий. Про людей. Про жизнь. Про будни. Про эгоизм. Про любовь, в общем. Только, наверное, и впрямь, как цинично сказано в «Бесприданнице» Сергеем Сергеевичем Паратовым, «любовь с обеих сторон – кондитерское пирожное, безе какое-то». Такое знание не помогает жить, но помогает ставить психологические спектакли. Чтобы – не «безе». Сладкого А.Праудин не любил никогда».
Марина Дмитревская. Простая история. Петербургский театральный журнал. 2003. № 31

«Плотность отношений персонажей в этом подробном четырёхчасовом спектакле такова, что история с заранее известным концом воспринимается как детектив. Карандышев убьёт Ларису. Всё так. Но когда, как, почему, за что, что этому предшествовало, и кто такая эта Лариса, и кто такой Карандышев, и кто эти люди вокруг – вот в чём вопрос … И захватывающее ощущение непредсказуемости поступков персонажей сохранится до конца, потому что худшее или лучшее проявится в этих людях, неизвестно. Герои ежеминутно совершают экзистенциальный выбор… А мы при этом присутствуем. Интересно. Так интересны бывают только живые люди…
Праудин по своему обыкновению побуждает к мыслительному процессу и отменяет истерику. История получилась про честь, про человеческое достоинство, цена на которое на мировом торжище стремительно падает, про то, что расплатиться за свободу и чистоту можно только жизнью… А то, что над участью героини даже поплакать не придётся – так ведь в мире нет людей бесслёзней, надменнее и проще нас».
Лилия Шитенбург. Новобрачная была в чёрном. Смена. 16 января 2003

«Театральность Островского разбилась о «реальный» менталитет подростка, которого приведут на этот спектакль, может быть, на следующий день после концерта рок-певицы Земфиры … Что тут всерьёз говорить о каком-то приданом… Содран с пьесы глянец «Жестокого романса» Э.Рязанова, спектакль изначально запрограммирован на негласное противоречие этому привычному домашнему культурному атрибуту, чувствительному кино-теле-романсу…
Драму Островского Праудин оградил от малейшей опасности появления сентиментального оттенка, лишил её и привычного драматизма, и привычной театральности. И – никакой романтизации! Максимальная простота, вместо классической алгебры – обыденная арифметика человеческого сознания. Эксперимент в том, чтобы поставить Островского без яркой характерности персонажей, без типажей, без занимательной интриги. Интонация спокойная, будничная, обыденная. С главным уравнено второстепенное … Происходящее совсем не похоже на хорошо сделанную пьесу, скорее – на телевизионную «натуру», непредсказуемо существующую «За стеклом»… Форма репетиции, разомкнутая по отношению к зрителю, борется с лживым правдоподобием реалистического действия за «четвёртой стеной». В итоге перед нами reality show (жизнь, показанная по телевизору), драма, превращённая в прозу, в прямую трансляцию жизни. А там нет кульминаций и развязок, скорее – тупики…
Режиссёр охладил драматическую материю, и, участвуя в неторопливом действии, актёры на редкость естественно, тихо проживают безжизненность и бесчувственность своих персонажей… Без-действие тянется печально, но в этом как раз и заключён своеобразный чёрный юмор, составляющий самую специфическую, трудно объяснимую стилевую примету режиссуры Анатолия Праудина».
Николай Песочинский. Беспраудинница. Петербургский театральный журнал. 2003. №…

«Спектакль и в самом деле бесхитростен – поскольку сознательно лишён внешних эффектов, мелодраматических страстей, постановочных трюков… Он сыгран «всухую», на одном виртуозно проделанном режиссёрском разборе и исполнительском мастерстве …Текст Островского, с которого аккуратно были стёрты жирные следы «жестоких романсов» и возвращены целые куски и сюжетные линии, заблистал неярким, но поистине драгоценным светом. Это скрупулёзное следование традициям русской психологической школы – на сегодняшний день едва ли не самый серьёзный и рискованный из праудинских экспериментов … Праудин поставил жёсткий, остроумный, и при всей внешней сдержанности чрезвычайно эмоционально насыщенный спектакль, в котором задан простой вопрос о цене человеческой души».
Мария Лилина. Жил на свете театр бедный. Город. 2-20 янв. 2003


   
       
пресса
гастроли