Крокодил
   
     
     
       
 

Спектакль-номинант высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит»-2000

КРОКОДИЛ
Фантазии на тему сказки Корнея Чуковского
Постановка лауреата Государственной Премии России
Анатолия Праудина
Режиссёр – Александр Кабанов
Художник – Софья Азархи
Композитор – Ирина Чижик
Балетмейстеры – Николай Реутов, Наталья Боровкова
Видеомонтаж – Елена Васильева, Леонид Крымский
Премьера состоялась 5 ноября 1999
Санкт-Петербург

В спектакле заняты: н.а.России И.Соколова, н.а.России Н.Иванов, н.а.России В.Яковлев, н.а.России В.Дьяченко, з.а.России Наталья Попова, артисты А.Барабаш, Ю.Елагин, В.Баранов, А.Борисов, А.Кабанов, А.Еминцева, М.Лоскутникова, И.Чижик.

Спектакль принимал участие в международном театральном фестивале «SchoeneAussicht» в Германии (Штутгарт, 2000), в международном театральном фестивале «Балтийский дом» (Санкт-Петербург, 2000), в театральном фестивале «Неформальная столица» (Санкт-Петербург, 2000), в международном театральном фестивале детских театров (Великий Новгород, 2001), в международном театральном фестивале «Banaanikala» (Эстония, 2001), в III международном театральном фестивале «Камерная осень» (Ярославль, 2001), в I международном фестивале «Молодые театры России» (Омск, 2002), гастролировал в Израиле (1999).

«Дивные полёты воображения» Анатолия Праудина всегда шокирующе-оригинальны и возвышенны. Ну кому ещё могло прийти в голову превратить затёртого до дыр «Крокодила» Чуковского в героический эпос послереволюционного поколения, которое фатально раскололось на «зверей» и «людей».
Жанна Зарецкая. Уроки геройства для крокодилов и школьников. Литературная газета. 20-26 дек. 2000

«Сделанный быстрым росчерком пера, дерзко, но без небрежности, спектакль этот, при всей плотности и структурной сложности в сценическом высказывании лёгок и лаконичен, почти лапидарен. Все на своих местах. Здесь ухвачен нерв не только двадцатых годов, но всего уходящего нашего века, и в том времени, как в матовом, закопчённом керосиновыми лампами зеркале, отражается и наше катастрофическое сегодня. Он – про нас, и тем интересен … Всё поставлено, как у Мейерхольда, до пальца, до вздоха, до взмаха ресниц …
Детская невинность, искренность, доверчивость героев высекают дивную эмоцию зрителя: глубокое, искреннее сострадание истине страстей и неудержимый смех, вызванный способом их выражения. Таков тонкий способ существования актёра на сцене: сращение иронии формы с правдой внутреннего состояния …
…спектакль целомудренно немногословен. Тем богаче и разнообразнее его мизансценическая разработка. Игровая стихия детского спектакля (спектакля, обращённого к памяти детства, как способности наивно удивляться и искренне чувствовать) значительно расширила аудиторию».
Марина Заболотняя. Когда мы, взрослые, пробуждаемся. Экран и сцена. Февр. 2000

«Простенькая детская сказка о страшных африканских зверях, которые пытались освободить из Зоопарка своих сородичей, но были вовремя побеждены храбрыми детишками во главе с «бойцом-молодцом» Ваней Васильчиковым, может рассказать о реальной жизни неожиданно много… «Крокодил» - это не «ребятам о зверятах», это «Путёвка в жизнь» …
Крокодил – не сказочный помощник… Миссия Крокодила – не на царство Иванушку вести, а просто спасать от голода, защищать от реальной боли, от одиночества. Праудинский спектакль - , «проказник и плясун, и озорник, и хохотун», с детской непосредственностью и наслаждением играет превращениями детей в зверей… Обстоятельства – предельно условны. Но не эмоции. Автору этого спектакля, вероятно, эстетически кровно близок самый что ни на есть высокий, романтический героизм – но при этом любая агрессия, любое насилие ему глубоко чужды …
Коротенькая сказка стала повестью о «большой жизни». Полуторачасовой спектакль Анатолия Праудина – это густой концентрат театрального искусства».
Лилия Шитенбург. Крокодил в театре, или Сцена, на которой написано «Африка». Смена. 11 дек. 1999

«Крокодил» А.Праудина – спектакль большого стиля. Если под прилагательным «большой» иметь в виду не количественную, а качественную характеристику, а под существительным «стиль» - концентрат основных черт эпохи, преломленных сознанием художника …
А.Праудин ухитрился сосредоточить в «Крокодиле» ушедший век и наши перспективы на будущее».
Елена Третьякова. Петербургский театральный журнал. № 21.

«Праудин поставил свою сказку сказок. Потаённые сарказмы дедушки Чуковского, проглоченные в розовом детстве, аукаются сегодня, как никогда. Нежность и горечь переплетаются так же колко, как сказка с кинохроникой … Финальная утопия, братание с подпиленными когтями и клыками – «трудный вальс», венчающий неизменно артистичное, дерзкое и мастерское действие».
Надежда Таршис. Петербургский театральный журнал. № 21.

«Праудин жонглирует смыслами. Он и актёры показывают свободное владение способами существования и приёмами игры, известными детскому театру, но они далеки от т.наз. «тюзятины». Как их «Крокодил» далёк от живой иллюстрации. При кажущейся простоте, камерности и домашней доверительности спектакль представляет универсальную систему для всех. Самые маленькие и наивные увидят просто интересную историю, более опытные и осведомлённые в забавном сюжете узнают смысл взрослый и горький и смогут вербализовать его согласно собственному опыту».
Елена Герусова. Анатолий Праудин перечитал Чуковского. Коммерсантъ. 9 ноя. 1999

«Старая-престарая сказка» К.Чуковского в интерпретации А.Праудина – это «контрольная для взрослых» и «школа с театральным уклоном» для тинэйджеров одновременно. А для искушённой публики – это очередной раздел путеводителя по «Зазеркалью», куда режиссёр Праудин «водит» своего зрителя уже много лет».
Жанна Зарецкая. Крокодилиада. Вечерний Петербург. 4 февр. 2000

   
       
пресса
гастроли