Анатолий Праудин - один из самых интересных театральных сочинителей. Режиссер, в 1986 г. закончивший Мастерскую режиссера и педагога А.А.Музиля, работал в Екатеринбурге, Омске, Челябинске, Самаре, Саратове, Перми, в Санкт-Петербургском Александринском театре и в ТЮЗе им. А.Брянцева. Ныне он возглавляет «Экспериментальную сцену» театра-фестиваля «Балтийский дом». А.Праудин - автор более 50 спектаклей. Режиссёр владеет методологией, позволяющей ему результативно работать с актерами разных театров. Он - мастер парадоксального анализа драматургического материала; все, что он делает в театре - это осознанный Путь, со своей этикой и эстетикой.
Экспериментальная сцена театра «Балтийский дом» создана в ноябре 1999 года в результате ухода из С-Петербургского ТЮЗа им.А.А.Брянцева группы актёров, разделяющих художественно-эстетическую программу А.Праудина. Коллектив нашёл пристанище под крышей театра-фестиваля «Балтийский Дом». Труппу театра составили актеры, большинство из которых - воспитанники выдающегося театрального педагога З. Я. Корогодского: н.а. России Ирина Соколова, Александр Кабанов, Владимир Баранов, Сергей Андрейчук, Юрий Елагин; Алла Еминцева, Маргарита Лоскутникова, Анна Полюшко, Сергей Ионкин. За годы существования Экспериментальной сцены с театром сотрудничали: народные артисты России Николай Иванов и Валерий Дьяченко (ТЮЗ им.А.Брянцева), артисты Алексей Барабаш, Александр Борисов, Александр Шпынёв, Яков Петров, Сергей Занин, Ольга Тарасенко, Сергей Гамов,  Наталья Афанасова, Марианна Мокшина, Андрей Балашов. В спектаклях Экспериментальной сцены принимают участие артисты «Балтийского дома» и театров СПб: з.а.России Валерий Соловьёв, з.а.России Александр Павельев, Галина Демидова, Михаил Брискин, Ольга Белинская, Ирина Муртазаева, Наталья Виноградова, Кирилл Маркин, Ольга Терёшина и др.
С театром «Экспериментальная сцена» сотрудничают: нар. художник России Март Китаев, Софья Азархи, Ксения Бурланкова, Михаил Платонов и др.; драматурги: Н. Скороход, А. Уставщиков; хореографы: А. Санатин, Н. Реутов.
На Экспериментальной сцене  выпущены спектакли А.Праудина:
К. Чуковский. «Крокодил» (1999)
Н. Скороход. «Сизиф и камень» (2000)
А. Уставщиков. «Урок первый. Воскресенье» (2001)
Н. Слепакова. «Сны о бродячей собаке» (2001)
А.Островский. «Бесприданница» (2002)
Эва К. Матиссен. «Царь Pjotr» (2003)
Е.Шварц. «До свидания, Золушка!» (2004)
Н.Скороход (по «Поэме без героя» А.Ахматовой) «Поющие призраки» (2004)
Б.Заходер «Дом на Пуховой опушке» (по сказке А.Милна «Винни-Пух») (2006)
М.Берман-Цикиновский. Русский из Чикаго (инсценировка Н.Скороход) (2006)
К.С.Станиславский. Работа актёра над собой. Учебная работа ЭС (2008)
Михаил Чехов. О технике актера. Учебная работа ЭС (2009)
Л.Толстой (пьеса Н.Скороход). Фальшивый купон (2010).

Первый спектакль театра - «Крокодил» /по сказке К. Чуковского/ был выпущен 5 ноября 1999 года. Сразу после премьеры состоялись гастроли «Крокодила» в Израиле. В 2000 году спектакль был номинирован на высшую театральную премию СПб «Золотой Софит» за лучшую режиссуру. Впоследствии спектакль «Крокодил» неоднократно участвовал в различных фестивалях (Санкт-Петербург, Германия, Эстония, г.Великий Новгород, г.Ярославль, г.Омск).
20 мая 2000 года в рамках европейского фестиваля «Берлин-2000, Сказки о времени» состоялась премьера следующего спектакля «Экспериментальной сцены» - «Сизиф и камень». В 2001 году спектакль участвовал в международном фестивале «Балтийский дом» /Санкт-Петербург/ и в фестивале «Петербургский Театр в Москве» /г. Москва/.
В феврале 2001 года состоялась премьера спектакля по пьесе Н. Слепаковой «Сны о бродячей собаке», созданного по заказу администрации Санкт-Петербурга к знаменательному событию культурной жизни Петербурга - возобновлению артистического подвала «Бродячая собака». Арт-кабаре «Бродячая собака» было открыто в канун 1912 года, и с 1912 по 1915 год через него прошел весь «Серебряный век»: от А. Ахматовой до Н. Гумилева, И. Северянина, В. Хлебникова, от В. Мейерхольда до В. Маяковского, Н. Тэффи, К. Бальмонта и К. Петрова-Водкина. 3 февраля 2001 года арт-подвал наконец сыграл "премьеру своего возрождения".       Работа над спектаклями «Урок первый. Воскресенье», «Бесприданница» и «Царь Pjotr» сопровождалась творческими экспедициями. Первый спектакль, посвященный 2000-летию христианства, создавался в изолированной обстановке: 40 дней режиссер, актеры, художник и драматург жили вдали от городской суеты, в деревенском доме. Атмосфера уединения и непрерывного творческого контакта способствовала глубокому погружению в сложный материал. Для создания спектакля «Бесприданница» творческая группа во главе с А.Праудиным выезжала в экспедицию по местам жизни и творчества А.Н.Островского (Ярославская область, Кострома, дом-музей в Щелыково) с целью знакомства с природной и социокультурной средой, окружавшей драматурга и его персонажей. В репетиционном процессе участвовала научный консультант Н.И. Шалимова - специалист по творчеству А.Н.Островского. Спектакль «Царь Pjotr» представляет собой совместный проект c MUZtheatre г.Заандама (Нидерланды). Группа актеров и режиссер жили и репетировали в Заандаме, где русский царь учился строить корабли, посещали верфь и музей Петра I. Премьера состоялась 15.09.2003 в Санкт-Петербурге и 19.09.2003 в Нидерландах (Заандам).Постановки А.Праудина неоднократно входили в программу международного театрального фестиваля «Балтийский дом» /Санкт-Петербург/. В мае 2003 года спектакль «Бесприданница» получил Премию IV-го Международного театрального фестиваля «Радуга» (Санкт-Петербург) в номинации «Лучший спектакль», осенью 2003 года - Премию фестиваля «Золотой Софит» /Санкт-Петербург/ в номинации «Лучший спектакль на Малой сцене», а спектакль «Царь Pjotr» был удостоен Премии «Золотой софит» в номинации «Лучший спектакль, посвященный 300-летию Санкт-Петербурга».
В мае 2004 года театр выпустил музыкальный спектакль «Поющие призраки» по "Поэме без героя" А.Ахматовой, а в декабре – фантазии на тему сценария Е.Шварца к кинофильму «Золушка» - «До свидания, Золушка!». В 2005 спектакль был удостоен Национальной премии в области детского театра «Арлекин» и получил грант, на который была создана следующая постановка для детей и взрослых – «Дом на Пуховой опушке» по сказке А.Милна-Б.Заходера «Винни-Пух» (спектакль-дипломант фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям»). «Русский из Чикаго» М.Бермана-Цикиновского (декабрь 2006 года) посвящён русской эмиграции третьей волны и исследует феномен свободы: даётся ли она извне или же заключена в нас самих; стали ли свободными люди, претерпевшие столько лишений на пути к обетованной Америке?..
Спектакль «Фальшивый купон» (премьера 25 марта 2010) - сценическая притча в форме лубка-моралите,  повествующая о том, как множится и расползается по миру зло, чьи, казалось бы, незначительные и малозаметные семена разрастаются в могучее и неистребимое дерево, и о том, какие всходы имеет добро, даже случайно зароненное в душу поначалу совсем безнадежного человека… В этой постановке, номинированной на высшую театральную премию «Золотой софит» (номинации «Лучший спектакль на Малой сцене» и «Лучшая режиссура»), актеры Праудина опробовали на себе брехтовское остранение.
«Фальшивый купон» стал звеном в большой творческой деятельности  А.Праудина и его труппы, начатой ещё в 2008 году и связанной с профессиональным исследованием механизмов актерского творчества. Первыми результатами этой работы стал ряд экспериментальных спектаклей, цель которых – подробное изучение различных методов работы над ролью и применение их на практике. Так появились две учебные работы ЭС, рассчитанные, главным образом, на профессионалов, а потому не вошедшие в основной репертуар театра. Это «К.С. Станиславкий. «Работа актера над собой в творческом процессе переживания», на материале этюда «Сжигание денег» из книги Станиславского, и этюды на темы шекспировского «Отелло» (осень 2008) и «Михаил Чехов. О технике актёра» (на материале сцен из «Вишневого сада» А.П.Чехова (2009). Следующим звеном в этом направлении станет учебная работа по методу Бертольда Брехта на материале своеобразного «учебника» эпического театра - пьесы «Покупка меди». В 2008 учебная работа праудинцев «К.С.Станиславский. Работа актера над собой» была показана студентам и преподавателям театрального училища в Нижнем Новгороде,  затем на фестивалях в Перми («Пространство режиссуры»), Ростове-на-Дону («Минифест»), а также на режиссерской лаборатории АССИТЕЖ в Египте (Хургада). Спектакли Праудина отличает не только оригинальность формы, но и универсальность зрительского адреса, ограничение которого может быть только в пределах его нижней границы. Спектакли, рекомендованные детям от 10 лет, представляют интерес и для взрослых, а «Бесприданницу», «Царя Петра» или «Фальшивый купон», помимо взрослой аудитории, которой они адресованы, могут смотреть подростки и молодёжь от 15 лет. И чем старше зритель, тем больше смыслов он сможет прочесть в «Доме на Пуховой опушке» (недаром история научных исследований сказки Милна насчитывает уже полвека), в «Царе Петре» или в спектакле «До свидания, Золушка!».
Экспериментальную Сцену можно назвать аналитическим театром для детей, молодёжи и взрослых. Аудитория этого театра – мыслящие, творческие люди вне зависимости от возраста. Экспериментальная сцена под руководством А.Праудина - активный участник международного проекта ЕвроСоюза Magic Net (“Классика и подросток»), в котором заняты 14 лучших европейских театров. В рамках проекта в Санкт-Петербурге и городах Западной Европы было проведено множество мастер-классов и выпущены несколько постановок. В спектакле «Head of Nails» по прозе Д.Хармса  (совместная российско-португальско-голландская премьера состоялась в июне 2007 в городах Шверин и Франкфурт-на-Одере, Германия) приняли участие актёры ЭС Александр Кабанов, Юрий Елагин, Сергей Занин.  Спектакль на тему петербургских мифов был представлен на ежегодной итоговой встрече Magic Net в Таллинне (играли Алла Еминцева, Сергей Андрейчук, Владимир Баранов). В 2008 г. А.Кабанов принял участие в проекте «One Day in Europe». Сценическая притча об ингерманландце с петербургских болот исполнялась в Словакии (Братислава, премьера в июне 2008), Норвегии (Мольде), Германии (Берлин, Шверин, Франкфурт-на-Одере), Великобритании (Йорк), Нидерландах (Заандам).


ТРУППА «ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ СЦЕНЫ»:
Сергей Андрейчук
Владимир Баранов
Юрий Елагин
Алла Еминцева
Сергей Ионкин
Александр Кабанов
Маргарита Лоскутникова
Анна Полюшко
Н.а.России Ирина Соколова

ПРИГЛАШЁННЫЕ АРТИСТЫ:
Ольга Белинская
З.а.России Валерий Соловьёв («Балтийский дом»)
Михаил Брискин («Балтийский дом»)
Наталья Виноградова («Балтийский дом»)
Ирина Муртазаева («Балтийский дом»)
Татьяна Маколова (ТЮЗ им.А.А.Брянцева)
Кирилл Маркин
Ольга Терёшина
З.а.России Александр Павельев

С НАМИ СОТРУДНИЧАЮТ МУЗЫКАНТЫ:
Ирина Пеева (фортепиано)
Виктория Рубаева (вокал)
Евгений Дроздов (флейта)
Даниил Простолупов, Степан Скоробагатый (скрипка)
Антон Фомичев (гитара)

НАД СПЕКТАКЛЯМИ ЭС РАБОТАЛИ ХУДОЖНИКИ:
Народный художник России и Латвии Март Китаев
Михаил Платонов
София Азархи
Ксения Бурланкова
Евгения Гладкая
Ярослава Данилюк
Александр Мохов
Мария Лукка


 
пресса
гастроли